Использование ИКТ на уроках английского языка


Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося, соблюдать индивидуальный темп работы каждого учащегося,  интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“.
Овладеть же коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.
Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.
Что же такое ИКТ и средства Интернет.
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов», то найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Термин “мультимедиа” означает: много сред (текст, звук, видео).
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, презентации и т.д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:
• восполнить дефицит источников учебного материала;
• развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
• объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и

  • мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты.

  • дистанционное обучение.

Базой для обогащения методической копилки мне послужили интересные и полезные источники:

  • http://www.spotlightonrussia.ru

  • http://www.centercom.ru

  • http://www.homeenglish.ru

  • http://www.ourkids.ru

  • http://www.englishforkids.ru

  • http://www.glc.me.uk

  • http://english4u.com.ua/index.php

  • http://www.learningplanet.com

  • http://www.netrover.com

  • http://www.penfriends.com.

  • http://www.golivewire.com

  • http://www.learn-english.ru

  • http://www.alleng.ru

  • http://www.rusedu.ru

  • http://www.detskiy-mir.net

Вопросом использования ИКТ на уроках английского языка в качестве своей индивидуальной методической темы я занимаюсь первый год, хотя элементы ИКТ применяла и раньше.
Мне бы хотелось продемонстрировать приемы, методы и формы работы на уроках английского языка с применением ИКТ, которые я применяю (планирую применять) на практике.

1)            Использование аудиоматериалов к  учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М. Английский язык», размещенных на сайте http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16094, позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудирования текстов.

2)            Практически в каждом электронном пособии есть раздел «работа с микрофоном», который способствует развитию, тренировки навыков произношения. Графическая диаграмма показывает все неточности в произношении.

3)            Использование видеороликов с последующим их обсуждением позволяет воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений характерные для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.

4)            Использование флэш-игр; различных видов тренировочных упражнений (в том числе и игровых) позволяют восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся; тренировать грамматические навыки; пополнять лексический запас.

5)            Применение в практике POWER POINT презентаций на различных этапах работы (введение новой лексики или объяснение грамматического материала; обобщение знаний по изученной теме; самостоятельное создание обучающимися презентаций) позволяет представлять необходимую информацию более наглядно.

6)            Использование электронного тренажера навыков общения позволяет не только запоминать лексику и отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым способствует развитию диалогической речи.

7)            Также широко можно применять различные электронные тесты, которые позволяют экономить время, объективно показывают результат, способствуют развитию  навыков самооценки и самоконтроля.

Широкие возможности в изучении иностранного языка открывает использование Интернет технологий:
1)                           Видеоконференции
2)                           Работа с англоязычными сайтами
3)                           On-line тесты
4)                           Международные телекоммуникационные проекты
5)                           Переписка со сверстниками из других стран
6)                           Работа с аудиокнигами

Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать место и время работы с электронными средствами обучения.
В своей практике применения средств ИКТ я столкнулась со следующими проблемами:
1)                           Организационные вопросы
2)                           Не смотря на достаточное количество электронных пособий, сложно отобрать материал, подходящий по изучаемой тематике
3)                           Сложно заранее спланировать на каких уроках будут применяться ИКТ
4)                           Ограниченность в использовании видеороликов, статей из англоязычных изданий из-за слабой подготовки обучающихся.
5)                           Недостаток знаний в сфере информационных технологий у обучающихся.
6)                           Необходимость дополнительных знаний о различных компьютерных программах, то есть повышение уровня знаний преподавателя как пользователя.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения также влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
·         обеспечить положительную мотивацию обучения;
·         проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
·         обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
·         усовершенствовать контроль знаний;
·         рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
·         обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.